?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


    Живописную метафору про горшки использует Ненси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая диагностика», демонстрируя явное отличие терапии невротиков от терапии психотиков. 

«…терапия с невротиком должна быть направлена на смягчение его защит и на получение доступа к Ид, чтобы его энергия могла быть высвобождена для более конструктивной деятельности.

Напротив, терапия с психотическим пациентом должна была быть нацелена на упрочнение защит, чтобы справляться с примитивными прорывами, а также на развитие способности более легкого переживания реальных стрессовых обстоятельств, на улучшение тестирования реальности и оттеснение бурлящего Ид обратно в бессознательное.

Все было так, как если бы невротик стал подобен горшку в печи со слишком плотно закрытой крышкой, и задача терапевта состояла бы в том, чтобы дать пару выйти, в то время как “психотический горшок” выкипал, и терапевту необходимо было закрыть крышку покрепче и уменьшить огонь». 

Такое упрощенно-схематичное разделение лишь подтверждает особенность и трудность психотерапевтической работы с пограничным пациентом, которого невозможно однозначно отнести ни к невротикам, ни к психотикам.

Историю «пограничного горшка» скорее можно было бы связать с неисправной плитой, огонь которой хаотично то разгорается, то затухает. В то время как крышка этого горшка в разное время то плотно притянута, то почти снята с него.  Можно представить, что происходит с содержимым: оно то вспенивается и вытекает, подгорая на стенках и пачкая все вокруг, то почти перестает кипеть и, остывая, совсем перестает вариться.

Постоянство состояния и сохранение устойчивого результата работы настолько трудно достижимо, что психотерапевту придется изрядно попыхтеть, «регулируя силу печного огня с помощью неисправного переключателя вручную», то и дело рискуя оказаться либо малоэффективным (например, в ситуациях, когда чрезмерная поддержка не дает возможности пациенту что-то менять в своей жизни). Либо, напротив, чрезмерная (или несвоевременная) атака защит такого пациента грозит преждевременным прерыванием терапии, поскольку выдерживать собственные импульсы он не в состоянии.
Необходима тонкая и выверенная работа, однако... А если в горшке еще и нарциссические добавки в изобилии, то ух-х-х... потребуется помощь ниндзя-ювелиров, не иначе :)


Comments

( 15 comments — Leave a comment )
anastasiya_um
Apr. 27th, 2011 09:39 am (UTC)
"потребуется помощь ниндзя-ювелиров, не иначе "
:))))
natakholina
Apr. 27th, 2011 09:44 am (UTC)
:))
(Deleted comment)
uliana1975
Apr. 28th, 2011 06:40 pm (UTC)
Пограничниками рождаются или становятся?
Если пограничник пойдет на терапию и решит проработать все что можно, то в идеале чего он может достичь?
natakholina
Apr. 28th, 2011 06:49 pm (UTC)
Это не такой простой вопрос - рождаются или становятся. Мое мнение - есть врожденные предпосылки, которые усугубляются социальными факторами, это если очень коротко...
Какой результат? Структура останется пограничной, но импульсы человек сможет контролировать, примет ограничения мира, его нестабильность и пр. вещи, которые помогут повзрослеть... Схематично если - он сможет удерживаться близко к невротическому краю спектра, вот так:

uliana1975
Apr. 28th, 2011 07:01 pm (UTC)
Спасибо.
Знали бы невротики, что у пограничника цель дотянуться до них. :)

Терапия пограничника наверное процесс долгосрочный?

А что ощущает терапевт в работе с пограничным клиентом?
natakholina
Apr. 28th, 2011 08:13 pm (UTC)
Не дотянуться, а зафиксироваться на подольше :)
Да, это длительный процесс, несколько лет минимум (по 2-3 раза в неделю оптимально);
Терапевт может испытывать разные чувства, но в моменты регрессов (откатов на более низкий уровень) часто ощущает себя, например, как канатоходец без страховки, или как стена, на которую набрасываются в попытках разнести ее в пыль, или как мать очень упрямого и возмущенного малыша, бьющегося на полу в экстазе, и прочее... И все это постоянно меняется, и никогда не знаешь, что в какой момент опять возникнет.
Это очень сложная работа... Но когда видишь, как такой пациент использует свой шанс на изменение своей жизни, на лечение (и при том - без медикаментов!), появляется чувство тихой радости и веры, и счастья. И даже ощущение какого-то волшебства от того, на что способен человек, который задался целью вернуть себе свою собственную жизнь.
uliana1975
Apr. 29th, 2011 06:54 am (UTC)
Спасибо. Очень интересно.

А разве можно пограничника лечить лекарствами? Они же его проблемы не решают.

И про "вернуть себе свою собственную жизнь" интересно. Выходит пограничник своей жизнью не живет? Но ведь у него то есть свой внутренний мир. Значит и жизнь там есть какая то. Почему она "не его"?
natakholina
Apr. 29th, 2011 07:39 am (UTC)
Это все фактически "фальшивое self", нарощенное, компенсаторное. Защитное, иными словами.
Забарикадированный психологическими защитами ( больше - примитивными)человек просто не может дышать полной грудью. Это как хоккеист, который на льду адекватно одет и защищен, будет во всем этом же обмундировании по 24 часа в сутки и есть, и спать, и в туалете сидеть... на жизнь это очень мало похоже. Во время игры его защиты адекватны ситуации, но все остальное время жизни будут очень большой помехой.
uliana1975
Apr. 29th, 2011 07:45 am (UTC)
Но это же работа сапера: снимать защиты с пограничника. Он же не просто так их себе завел. Наверное там сопротивление будет очень сильное? И относится к терпаевту он начнет негативно?
natakholina
Apr. 29th, 2011 07:51 am (UTC)
Да, немного похоже на сапера. Сопротивление мощное практически всегда (хотя иногда оно компенсируется столь же мощной мотивацией к лечению, и тогда не критично). Про негативное отношение - если не явное, осознанное (тогда обычно прерывают терапию, не могут выдерживать своих чувств, что жаль, ибо там "собака и порылась"), то всегда есть неосознанные разрушительные импульсы (в снах, фантазиях, оговорках-описках, действиях). Задача терапевта их видеть, и показывать клиенту...
uliana1975
Apr. 29th, 2011 08:01 am (UTC)
А что вообще его может привести в терапию? Он же не видит реальной картинки скорее всего? И запрос у него не может быть полностью покрывающий его проблемы. Как он на терапию то соглашается?

Выходит, что терпаевт для пограничника этакий...враг и он его на самом деле не прочь бы и убить?
natakholina
Apr. 29th, 2011 09:54 am (UTC)
В терапию приводит очень сильное страдание или отчаяние, ощущение невыносимости жизни.
А желание уничтожить терапевта возникнет в любом случае, он может восприниматься врагом и садистом, приносящим вред... Так дети могут ненавидить зубного врача, ребенку не до понимания, что все это ему на пользу...
uliana1975
Apr. 29th, 2011 10:15 am (UTC)
Понятно.
Спасибо за интересную беседу.:)
natakholina
Apr. 29th, 2011 10:57 am (UTC)
Пожалуйста
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

Наталия_Холина
natakholina
Наталия Холина
Мой сайт

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com